Заключение по аварии на строительстве станции метро «Демеевская»
Сегодня экспертная комиссия назвала виновных в том, что в конце прошлого месяца
на строительстве станции метро «Демеевская» упал 500-тонный подъёмный кран.
Специалисты вины ни метростроевцев, ни проектировщиков не выявили. Говорят,
аварию вызвало случайное совпадение техногенных и естественных факторов -
подземных вод и морозов.
Напомним, что в конце января на проспекте 40-летия Октября, где ведется
строительство новой станции метро, в котлован упал многотонный кран. На 25 метров в
сторону отлетела стена, которая ограждала стройплощадку. Сломались специальные
крепления из металлических труб, которые поддерживали бетонные стены в
котловане.
Обошлось без жертв: хотя в кабине сломанной машины находился крановщик, но он не
пострадал. Из-за аварии были повреждены коммуникации, проложенные под землей, и
почти на неделю ограничено движение транспорта на проспекте.
Объясняли: чтобы не просел асфальт на дороге. Пережив первый шок, метростроевцы
говорили, что подобного случая в их практике еще не было.
Средства массовой информации выдвигали версии о том, что 500-тонный кран упал в
результате взрыва или из-за плавуна, который сдвинул его с места. Пока комиссия, в
состав которой вошли научные работники, архитекторы и метростроевцы проводила
расследование причин аварии, метростроевцы разбирали кран и ждали. Не прошло и
трех недель, как комиссия отработала официальную версию аварии.
Владимир Петренко, глава правления «Киевметрострой»: «Сошлись на том, что
наложились несколько чрезвычайных моментов, которые и спровоцировали ситуацию.
Первое – это подземные воды, которые аккумулированы в этом месте, - подземная
речка и водопровод под давлением в 10 атмосфер, проложенный еще в 60-е годы. И здесь
была проложенная линия 9 и 10 маршрутов трамвая. Это блуждающие потоки, которые
действуют на металл. Очевидно, еще свищи появились, которые добавили давление на
стену».
К техногенным факторам, говорят метростроевцы, прибавился естественный -
20-градусные морозы. Земля, промерзшая более чем на метр, и давление на стену
возросло. Ситуация напоминала эффект бутылки с водой, которая замерзла. Взрыв,
который произошел в результате промерзания стены, мол, и вызвал падение крана.
Владимир Петренко, глава правления «Киевметрострой»: «Обвинять своих работников
я не имею права как инженер с опытом, так как все было выполнено на высоком уровне.
Сказать, что проектировщики ошиблись, я также не могу, так как стена, которая была
на противоположной стороне, осталась целой».
Главный метростроевец говорит, что эта авария стала для него полной
неожиданностью. Ведь тот день, около 8 утра он лично побывал на объекте. Но ничего,
что могло бы насторожить, не заметил. А 2,5 часа спустя он узнал об аварии.
При этом Владимир Петренко не лишен оптимизма: говорит, хорошо, что авария
произошла именно в этом месте. Если бы это было на следующей, «Голосеевской»
станции, все могло бы закончиться намного хуже. Ведь она будет находиться близ
домов, которые имеют недостатки в работе лифтов. Если бы взрыв произошел там,
могли бы пострадать не только подземные коммуникации, но и жители.
Тем временем жизнь на проспекте 40-летия Октября бурлит. Сломанный кран убрали.
Метростроевцы продолжают строить станцию. Восстановлено полноценное движение
общественного и легкового транспорта.
Кстати, авария, уверяют метростроевцы, не приостановит строительство станции.
Невзирая даже на то, что участок, где обрушился кран, сейчас законсервировали в
ожидании проекта восстановления разрушенной стены.
«Демеевскую», а вместе с ней и две другие – «Голосеевскую» и «Васильковскую»
планируют сдать в эксплуатацию через два года. // Ирина Романова, Сергей Титенко,
НТН.
|